Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
18 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ЯНВАРЬ
2007
К
ОЛОННЫ
Й ЗАЛ
К
ОЛОННЫ
Й ЗАЛ
Ф
актура ностальгии
«В
окальные параллели» Рустама
Хамдамова — претендент на
звание «Провал года». Слишком
многосмысленное кино, названное филь
мом концертом, смотрится то ли большим
гламурным клипом, то ли набором картинок
с музыкой. Что привлекает в нем, так это
образ империи, на фоне которого мелькает
«Оле Лукойе без зонтика» — девушка с ко
сой, конферансье Рената Литвинова. Стран
ным образом тут она лишена своей манер
ной ломкости — непосредственная, а потому
отчаянно жестокая, как сама история. Надо
думать, свой особый, параллельный «во
кальному» смысл фильм набрал за те де
сять лет, что прошли от начала съемок до
окончательного монтажа. Задуманный как
панегирик оперному иск усству ушедшей
эпохи Советов, он стал фильмом обо всем
имперском вообще. Ностальгические нотки
растворились в обобщениях, имена героев
забыты и не ассоциируются со «славным
прошлым». То, что прежде подняло бы вол
ну теплых воспоминаний, теперь восприни
маешь с изрядной долей остранения и даже
скепсиса.
Чередующиеся картины — реконструкция
величественного прошлого. Его фактура,
нивелированная до знака, продуцирует об
раз мифологической империи, «империи во
обще». И тут уже не важно — погибла она
сто или тысячи лет назад. Что то, возможно
помимо воли автора, лишило эти целлулоид
ные образы ностальгии. А может, время но
стальгии, как и время старых песен о глав
ном, проходит.
А родилось это любование прошлым неза
долго до того, как Хамдамов начал снимать
свой фильм. Вспомним, например, первые
работы Игоря Мухина — это было время,
когда стало ясно, что вещи, с которыми бы
ли связаны быт и жизнь советских людей,
вскоре исчезнут. Тогда же казалось, что но
стальгическую ноту работ Мухина задают
именно объекты съемки. Но время шло, мир
вокруг менялся, а на его изображениях все
оставалось по прежнему. И возрастная кате
гория героев все та же — «молодые», и пей
роения в изображении тех же самых пред
метов. Его взгляд кажется абсолютно неза
интересованным, так как на прошлое он
смотрит не из прошлого же, а из сегодня —
не припоминая, а исследуя. Свет на его фо
тографиях — как бы сам по себе, чистая
эманация, он падает на предметы так, что
при всем разнообразии оттенков серого, по
верхности предметов не ощущаешь. Поэто
му фактуры, которыми уже так привычно
любоваться и которые, привычно же, назы
вают «фактурой времени», у Зежджалки —
либо нивелированы, либо гипертрофирова
ны. Нет того тепла и той вещественности,
что служат обязательными элементами
«ностальгического». Предметы превращены
в знаки — для автора они не «уходящие»,
а «давно ушедшие», и видно, что некоторые
вызывают у него недоумение, так как их
назначение уже неясно. Зежджалка запе
чатлевает родной провинциальный городок
так, как будто посетил его впервые и заново
открывает. Бросается в глаза не просто пус
тынность — остро ощущается отсутствие че
ловека, покинутость и брошенность. Но по
кинутым у Зежджалки оказывается не
столько место, сколько само время. Время,
которое кто то еще доживает, но которого
уже не существует для него самого.
Седиментация — геологический термин.
Он обозначает отложение горных пород.
В нашем случае — это еще и масштаб
отс транения, вполне геологический, не че
рез года, а через эпохи. Попытка взглянуть
на прошлое с безличным интересном архе
олога. В отличие от провального Хамдамо
вского остранения, тут оно — вполне осоз
нанное.
Андрей КУДРЯШОВ
заж за их спинами все тот же — готовый
к распаду, хотя уже и не СССР. Это как бы
авангард наоборот — если Родченко уда
лось изображать современность как уже
наступившее будущее, то Мухин показывает
прошлое в дне сегодняшнем.
На какое то время ностальгия стала одной
из ведущих тем для множества фотографов,
родившихся на территории бывших социа
листических стран. «Уходящая натура», пой
манная талантливыми мастерами на сломе
времен, была мгновенно узнана публикой,
коллегами, критиками, стала привычной сос
тавляющей современной визуальной культу
ры и как бы закрепила за сегодняшним
взглядом на советское то внимательное
разглядывание, бесконечное прощание, лю
бовное припоминание, что и составляет нос
тальгический дискурс. Со временем кажу
щаяся простота позволила деконструиро
вать, разобрать на приемы и превратила в
«фишку» то, что значилось художественным
открытием. Так, научив нас видеть, фотогра
фия создала и некий стереотип, отказаться
от которого уже сложно. Черно белое, бога
тое фактурой изображение среды или пред
метов «вышедших из тиража», но еще при
сутствующих в быту, стало знаком опреде
ленной эпохи. Так или иначе, во всем этом
угадывалась если не попытка реанимации,
то инфантильные порывы еще раз «восста
новить мгновенье».
Иначе мыслят фотографы, чье детство
прошло уже в капиталистическую эпоху.
Так, у молодого чешского мастера Иренеу
ша Зежджалки, показавшего в прошлом го
ду в Москве свою серию «Седиментация»,
поражает отсутствие ностальгического наст
«Это как бы авангард наоборот — если Родченко
удалось изображать современность как уже
наступившее будущее, то Мухин показывает
прошлое в дне сегодняшнем»
Удивительно, как по разному видят окружающий мир
фотографы разных поколений
#Kolonniy_zal(C)(P).qxd 09.12.2006 22:20 Page 18
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114
115 116 117
118 119 120
121 122 123
124 125 126
127 128 129
130

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 48 (Январь 2007) | Страница 18Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи