Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
Евгений Козловский
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
но близкую к объективу деталь. Среди доба
вочных, в конце колонки, маленьких карти
нок есть пример последнего: памятник Лис
ту в Будапеште.
Но как только в наших руках оказывается
аппарат с более или менее длиннофокус
ным объективом (для фокусов с фокусом
лучше, разумеется, поболее и хорошо бы —
посветосильнее), задача структурирования
пространства получает как бы само идущее
в руки решение: отбить сюжетно важное
резкостью, остальное отправив в больший
или меньший размыв. Подобных снимков в
мировой фотобазе, напротив, неимоверное
количество: от портретов до спрессованных
пейзажей с намеренно нерезким первым
планом (или наоборот). Назовите это штам
пом, назовите — приемом, а можно — более
чем естественным решением. Хрусталик на
шего глаза, монолинзовый объектив, посто
янно занимается таким «отбитием» в полу
автоматическом, а когда и в автоматичес
ком режиме, другое дело, что стоит он не на
фотоаппарате, а на видеокамере (да еще
снабженной уникальным софтом, все, что
надо, исправляющим, все, что надо, обраба
тывающим), которая успевает, если надо,
рассмотреть внимательно и фон, и объект.
Хотя, как я уже заметил, подобных приме
ров полным полно, привожу еще один, соб
ственный, в хвосте колонки.
Однако, в подавляющем большинстве слу
чаев, главный объект оказывается именно
на первом плане (что вполне, вроде бы, ес
тественно), а если что то нефокусное попа
дает в кадр перед ним, то этому нефокусно
му придается подчеркнуто мало значения.
Обратных решений, когда значимый для фо
тографа объект оказывается на переднем
плане, но намеренно вне фокуса, — бук
вально наплакал кот. Когда я искал приме
ры таких решений среди едва ли не двух де
сятков тысяч отобранных мною моих фотог
рафий — улов уместился в литровую баноч
к у (один из примеров все таки привожу
в конце).
Тем не менее, именно такое решение —
в силу его редкости и неочевидности — как
раз и создает некий парадокс, который сам
собою, автоматически, уже привлекает к
снимку внимание, делает его в значитель
ной степени уникальным. Другой разговор,
что такое распределение резкостей требует,
чтобы нерезкий первый план обладал каче
ствами, достаточными для его общей, если
угодно — знаковой, идентификации, а план
дальний, резкий — создавал стереоскопич
ность не только изобразительную, но и смыс
ловую.
В первом, заглавном, снимке — это лет
нее женское тело в бикини под сочным ку
рортным соусом, которое, при близком и
резком рассмотрении, могло оказаться куда
менее привлекательным (знаете: мелкие
прыщики, следы от резиночек и все такое
прочее, способное начисто разрушить саму
идею), во втором — бутылка с алкоголем
(автоматом ассоциируемая с резким портре
том человека), тоже — не конкретная бутыл
ка с конкретным, скажем, вермутом, а об
раз, метафора, платоновская идея — спирт
ного.
Не могу не заметить, что, по опыту собст
венных снимков и снимков знакомых, таких
результатов, как следствий ошибок с фоку
сировкой, добиться практически невозмож
но: кадров, особенно у новичков, где фокус
оказывается не на том, на чем надо, — не
имоверное количество, но ни один из них на
художество почему то не тянет.
И, коль уж речь зашла об ошибках в фо
к усировке, не могу не поделиться своими
ощущениями от одной из ипостасей «интел
лектуальной» фокусировки, которая набира
ет мощь по мере выхода на рынок едва ли
не каждой новой модели цифровой камеры.
В ранних аппаратах, еще пленочных, да и
первых цифровых, точка резкости в видоис
кателе обычно была одна единственная: ес
ли вам надо было сфокусироваться на объ
екте, расположенном не в центре кадра, вы
сдвигали композицию, фиксировали фокус
поджимом кнопки спуска и потом — возвра
щали кадр к желаемой композиции и кнопку
дожимали. Позже число фокусировочных
точек стали увеличивать. Уже на моей
Canon EOS D60 таких точек — целых три,
в ряд, а дальше — больше, дошло уже, ка
жется, до пяти десятков. Они вроде бы ин
теллектуальны (на новых «мыльницах» рек
ламируется аж «детектор лиц»: это, сколько
мне известно, когда камера учитывает при
вычку снимать туристические парочки,
а фокус оказывается ровно между ними, на
горах или пальмах), то есть понимают, какой
объект имеет право на резкость, а какой —
нет, но, по опыту, — интеллекта у моей со
баки много больше. Что дает такое «расши
рение возможностей». Ну, пожалуй, что лю
бой из ваших кадров будет хоть какой ни
будь кусочек, да иметь резким. А вот тот ли
это кусочек, который вы резким замышляли,
или совсем другой — тут уж как повезет, и,
опять же, по опыту просмотра работ нович
ков — везет им довольно редко.
Правда, бывают ситуации, когда многото
чечная фокусировка приходится кстати, но,
опять же, не в автоматическом режиме, а
когда вы сами, сознательно, просите камеру
фокусироваться по, скажем, верхней левой
точке. Например, вы должны снять пресс
конференцию, смотрите в видоискатель,
поджидая момента, когда выступающий
поднимет руку. При этом выступающий на
ходится не в центре кадра, а где нибудь сле
ва. Но это все — очень отдельные и специ
альные случаи, в которые попадают обычно
профессионалы, а они сами знают, как рез
костью распорядиться, принимая в расчет
все умения камеры. Еще многоточечная, на
угад, фокусировка может прийтись ко двору
при съемках каких нибудь уникальных, мно
гофигурных, динамических событий — ми
тингов, соревнований, выставок собак и че
го нибудь еще в этом же роде: вы включае
те фокус на автомат на все точки, а затвор —
на непрерывную работу, и стреляете очере
дями от живота в надежде, что хоть один
снимок из пары десятков, да окажется пра
вильным.
Во всех же остальных случаях я категори
чески рекомендую многоточечную фокуси
ровку отключать раз навсегда, оставляя ак
тивной одну единственную точку (обычно —
центральную, но тут уж кому как удобно),
и фокусироваться ровно на том объекте, на
каком вам надо, а не который подскажет ля
г ушачий интеллект фотокамеры.
То есть искать, где потерял, а не где свет
лее.
Евгений КОЗЛОВСКИЙ
ekozl@ekozl.ru
«Не могу не поделиться ощущениями от одной
из ипостасей «интеллектуальной» фокусировки»
2008
МАРТ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
51
#Obyasnit_Zapiska(C)(P).qxd 14.02.2008 18:12 Page 51
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 61 (Март 2008) | Страница 51Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи