Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
ПОРТФОЛИО
Максим Железняков
Служенье муз
не терпит тиража
В
сякий раз, когда возникает необходимость что то расска
зывать о своем творчестве, я испытываю затруднение в
словах. Художник создает картины. Картины молчат, и из
этого молчания появляется то самое — невысказанное и невыс
казываемое, из за которого человек или берется за инструменты
рисования, или становится зрителем. Художник, поясняющий
свои произведения, подобен глухонемому, пытающемуся жеста
ми передать красоту звучания поэзии.
У меня было два учителя. Сначала был Олег Гроссе, который
научил меня рисовать, проектировать и буквально строить карти
ну. Научил думать головой и подчинять руку плану, графической
перспективе, компоновке. Прошли годы, я был уже взрослым че
ловеком, действующим сценографом, когда в моей жизни по
явился Юрий Кононенко, научивший меня не думанию, подарив
ший мне счастливые откровения созерцательного чаньского
творчества… Я очень благодарен им обоим, таким разным, по
скольку истинная устойчивость обретается при опоре о противо
положности.
Картины создаются всю жизнь. Они могут быть воплощены за
считанные минуты или часы, но этому предшествует долгий пери
од накопления. Художник живет, вбирает в себя встречи и обра
зы, создает привязанности, любит, расстается, тоскует, радует
ся — переживает свою жизнь. Все, что случается с ним, проника
ет волшебным образом в его сны, в его произведения, перепле
тается с холстом и бумагой, выявляя те самые черты неповтори
мости и уникальности, которыми богат каждый человек.
Я получил образование художника сцены. Много делал в теат
ре, до сих пор делаю и считаю эту форму творчества для себя ос
новной. Искал фактуру и тяжелую земляную массу в керамике —
добился от нее скульптурного звучания. Работаю в книжной ил
люстрации. Очень много места в жизни занимают независимые
жанры — живопись, графика, теперь станковая фотография. Чем
бы я ни занимался, рядом со мной всегда оказываются прекрас
ные, любящие и любимые мною люди, коллеги, друзья, зрители…
Многие из них — герои моих спектаклей и картин. Все очень раз
ные и все, безусловно, красивые.
То, что я делаю сейчас рядом со своими коллегами художника
ми, и то, что мы назвали «станковой фотографией», — фотогра
фией в традиционном для современности понимании не является.
Для меня это — те же картины, что и созданные пастелью, каран
дашом, красками.
Я не использую современных методов печати: не делаю прин
терных или пролабовских отпечатков, не печатаю уже давно и по
традиционной бромсеребряной технологии, хотя владею ею и уде
лял ей достаточно времени. Работаю масляной краской больши
ми щетинными кистями по фактурной акварельной бумаге — это
называется «масляная печать», или OilPrint. Выбираю и сам го
товлю бумагу: поливаю ее эмульсией, делаю ее чувствительной
к свету, изготавливаю большие, в размер с отпечатком, контакт
ные негативы.
OilPrint — технология старая, забытая, крайне громоздкая, дол
гая и «грязная». OilPrint требует специального оборудования мас
терской, навыка рисовальщика, аккуратности ремесленника, при
выкшего к ручному труду. Но именно OilPrint примирил меня с
фотоизображением, к индифферентности которого я всегда отно
сился недоверчиво. OilPrint позволил мне уйти и от ровно холод
ной поверхности бромсеребряного отпечатка, и от сомнительных
прелестей фотографизма.
За 20–30 минут работы с влажным листом, пока бумага не пе
ресохла, нужно успеть «поднять» кистью то, что копится всю
жизнь, раскладывается по к учкам, отвергается, снова достается
из пыльных углов, тайно любится и, наконец, узнается в пленоч
ных негативах, вытаскиваемых на яркий свет. Масло сопротивля
ется, ложится не так и не туда, лезет пятнами, стремится стать
гладенькой «фоткой»… Но иной раз с ним удается договорить
ся — рождается картина. В сырую краску ставится печать — на
этом последняя ниточка, связывающая этот лист с «фотографи
ей», уничтожается.
Второго такого же экземпляра нет и быть не может. Даже экс
понируя бумагу из той же партии, под тем же негативом, я вдруг
вижу… дождь за окном, и рука тянется за другой кистью, заварен
другой чай, масло уже не столь строптиво… Все иначе — естест
венное течение жизни не приемлет тиража.
Собственно «фотографированию» я отвожу место где то в не
определяемой середине всего действа, оно является не более
чем физиологическим актом фиксации, туповатым слепком ре
альности. Не усложняя темы, можно выразить это как «лень ри
совать». Кадр, предваряющий картину, появляется из эскизов,
набросков на бумаге. Он именно появляется. Конечно, я плани
рую съемку, но я не пытаюсь сделать это усилием воли: секрет
заключается в том, что нужно спокойно дождаться, когда обстоя
тельства созреют — сами сложатся в предчувствованную мизан
сцену. Откроются интерьеры, пригласятся «актеры», появятся
костюмы, образуется сам собой нужный свет. Останется только
нажать на кнопку спуска затвора и… ждать, когда отснятый кадр
станет картиной.
Максим ЖЕЛЕЗНЯКОВ
www.alternativephoto.ru
Кредо, которое может быть сформулировано, не есть истинное кредо.
"Книга о Дао и Дэ". Вольная трактовка А. Колмыкова
74 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАРТ
2008
#Portfolio_Zheleznyakov(C)(P).qxd 14.02.2008 18:20 Page 74
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 61 (Март 2008) | Страница 74Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи