Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
Дырка и картинка
ФОТОШКОЛА
и одновременно уменьшив на ту же ступень
выдержку, мы оставим экспозицию неизмен
ной.
Следует понимать: пока управление диаф
рагмой и выдержкой было механическим,
эта дискретность (пошаговость) была дости
жима легко и непринужденно. Сейчас, когда
большинство приводов в камерах стали
электрическими и плавными, а не дискрет
ными, можно увидеть совсем уж нестандарт
ные значения экспозиционных параметров,
устанавливаемые автоматами ради повыше
ния точности экспозиции.
Однозначных зависимостей типа «чем
больше — тем больше» между значением
диафрагмы и характером изображения не
существует. Попробуем как то описать ос
новные зависимости на бытовых примерах.
Вытяните перед собой руку с поднятым
большим пальцем и смотрите на него одним
глазом. Поприближайте поотдаляйте его, на
сантиметрик, не более. Правда, наблюдае
на законах геометрической оптики и линзах
с криволинейными поверхностями, из за ко
торых лучи света разного цвета (т. е. с раз
ной длиной волны) преломляются призмами
и линзами на разные углы, согласно зако
нам преломления белого света. Законы эти
открыл и сформулировал Исаак Ньютон,
и это было ему труднее, чем подставить лоб
яблоку на отдыхе в саду.
В общем, избавиться от этих явлений
нельзя, а научиться их регулировать и ис
пользовать можно. Самое универсальное,
дешевое и, главное, действенное средство:
изменение размера светопропускающего от
верстия (говоря по научному, отношения
фок усного расстояния к диаметру светопро
пускающего отверстия). Реализуется это на
практике путем применения диафрагм раз
ных конструкций. Их то на фотожаргоне и
называют «дыркой» в России и красивым
словом «апертура» во Франции.
Для унификации инженеры предложили
стандартный ряд этих самых отношений:
1,0–1,4–2,0–2,8–4,0–5,6–8,0–11,0–16,0–22,0–
32,0–45 и т. д., а каждый шаг в этом ряду
назвали ступенью. Можно заметить, что чис
ла в этом ряду увеличиваются (уменьшают
ся) в 1,4 раза (округленно), т. е. в корень
квадратный из двух, а поскольку для свето
пропускания важен не диаметр отверстия,
а его площадь, то светопропускание при пе
реходе на одну ступень увеличивается
(уменьшается) вдвое. Такие же ступени
между стандартными значениями светочув
ствительности установлены по стандарту
ISO: 25–50–100–200–400–800–1600–3200,
т. е. изменение происходит вдвое. (Немцы,
правда, свой DIN сделали логарифмичес
ким, и хотя там существуют такие же ступе
ни с 2 кратным изменением результата, ци
ферки не удваиваются, а увеличиваются на
3: 18–21–24–27 и т. д.). Такие же ступени и
между стандартными значениями выдержки:
1 с–1/2–1/4–1/8–1/15–1/30–1/60–1/125… Из
менение диафрагмы или выдержки на сту
пень определяет изменение экспозиции
вдвое. А увеличив диафрагму на ступень
2008
ИЮНЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
55
Использование малой глубины резкости позволило
скрыть, что королевский цветок располагался на фо
не сохнущего на веревочке нижнего белья
Большая глубина резкости лишила зрителя привычных признаков глубины пространства — сюжет воспринимается
как вертикальная стена
Двойной портрет барышни с цветущим кустом — снято при одном и том же значении диафрагмы, т. е. одной
и той же величине ГРИП, но разном положении плоскости максимальной резкости: на лице портретируемой
и на цветах куста
«Думаете, Карл Цейс не умел линзы полировать,
чтобы точнее были.»
#Fotoschool_Grikov(C)(P).qxd 16.05.2008 20:45 Page 55
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 64 (Июнь 2008) | Страница 55Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи